Обращение к русским слушателям цикла лекций «Духовные существа в небесных телах и царствах природы» в Гельсингфорсе 11 апреля 1912 г. ПСС т.158
Мои милые теософские друзья!
Мы пытаемся постепенно проникнуть в теософскую жизнь и теософское познание, но, наверное, во время этого проникновения мы часто имеем сердечную потребность спросить самих себя, почему мы стремимся и почему ищем теософию в духовной жизни настоящего времени. Нам, наверное, не придется, слишком напрягать нашу душу, наше сердце, когда появится такой вопрос. В нашу душу войдет слово, которое тотчас подействует, проясняя, и даже более чем проясняя, наше чувство. Это слово — ответственность. Ответственность! Это слово должно дать нам нечто такое, что с самого же начала исключит из нашей души, из нашего сердца стремление заниматься теософией из какой-либо личной потребности. Если мы проследим, быть может, даже не вполне это осознавая, что охватывает нас при слове «ответственность» перед лицом той духовной жизни, которую мы называем теософией, то мы будем все больше и больше приходить к тому, что заниматься теософией — это наша обязанность перед современным человечеством и перед тем лучшим в нас, что может служить этому современному человечеству. Мы не смеем заниматься теософией только для удовольствия, только для того, чтобы получать удовлетворение от теософии, имея тот или иной личный интерес, но должны чувствовать, что теософия есть нечто, в чем современное человечество нуждается, если процесс его развития должен вообще продолжаться. Нам достаточно лишь отдать себе отчет в том, что без теософии или как бы это ни называлось, без той спиритуальной жизни, которую мы имеем в виду, человечеству на Земле пришлось бы идти навстречу безотрадному будущему, поистине безотрадному будущему. И это по той простой причине, что все духовные импульсы прошлого, все, что могло быть дано людям в прошлом из духовных импульсов, исчерпано, понемногу изживает себя и не может уже вносить новые зачатки в развитие человечества. Если бы продолжали действовать только старые импульсы, то ныне наступило бы быть может еще и не предвидимое, не только торжествующее нал людьми (торжествующее во внешнем смысле), но оглушающее доминирование, преобладание чисто внешней техники и гибель,— потому что все это уйдет из человеческой души,— гибель всякого религиозного, научного, философского, .художественного, а также в высшем смысле этического интереса Люди сделались бы своего рода живыми автоматами, если бы сегодня не пришли новые духовные импульсы. Так должны мы, думая о теософии, чувствовать себя теми, кого их карма привела к пониманию того, что человечество нуждается в новых импульсах.
Здесь мы вправе, пожалуй, поставить вопрос «Что же мы можем, каждый из нас в отдельности, с его особыми качествами, с его отличительными чертами, что же мы можем сделать перед лицом этого чувства всеобщей ответственности1'» — Для ответа на этот вопрос нашего чувства и сердца поучительно,— и быть может, особенно для вас, мои милые друзья,— то, каким образом теософия входила в мир в последнее время и как она развивалась в течение последних десятилетий и до наших дней Мы не должны никогда забывать, что в том, каким образом слово «теософия» вошло в новейшее время в мир. заключено нечто вброде чуда духовной культуры. Это чудо духовной культуры связано с личностью, которая как личность особенно близка вам, мои милые друзья, так как в известном отношении свои духовные корни она получила от вашего народа. Я имею в виду Елену Петровну Блаватскую. Для западноевропейца неоспоримо, во всех отношениях неоспоримо, что тело, в котором была заключена индивидуальность, носившая в этой инкарнации имя Елены Петровны Блаватской, могло выйти только из среды Восточной Европы, из России Ибо у нее были все отличительные русские черты Однако по обстоятельствам совершенно особого рода Елена Петровна Блаватская была отнята у вас; в силу особых кармических отношений нашего времени Елена Петровна Блаватская была перенесена на Запад. Отдадим же себе отчет в том, что за необыкновенное чудо культуры это было
Возьмем личность Елены Петровны Блаватской Она была, в сущности говоря, личностью, которая в течение всей ее жизни оставалась во многих, многих отношениях ребенком, просто ребенком, личностью, которая за всю свою жизнь так и не научилась действительно логически мыслить, личностью, которая за всю свою жизнь не научилась хоть сколько-нибудь обуздывать свои страсти, влечения и вожделения, которая была способна постоянно впадать в крайности, личностью, которая, в сущности говоря, имела весьма незначительное научное образование Через эту личность миру открывается,— я бы сказал, даже, что это и не могло быть иначе.— через эту личность как через проводник хаотично, сбивчиво, вперемешку миру открывается сумма величайших вечных сокровищ человеческой мудрости Тот, кто сведущ в этих вещах, найдет в трудах Елены Петровны Блаватской сокровища мудрости, истин, познаний всего человечества, которых интеллектуальность и душа самой Елены Петровны Блаватской не могла понимать даже сколько-нибудь отдаленно. Если непредубежденно вникнуть во все эти факты, то нет ничего яснее, как то, что для всего того, что заключалось в произведениях Елены Петровны Блаватской, внешняя сторона души, внешняя сторона интеллектуальности Елены Петровны Блаватской были лишь окольным путем, лишь средством к тому, чтобы значительные, великие духовные власти человечества могли сообщить о себе человечеству И нет также ничего яснее, что таким образом, каким это должно было происходить тогда, в начале последней трети XIX столетия, это не могло бы оказать впечатления ни на кого в Западной Европе. Необходима была совершенно необыкновенная,— с одной стороны, самоотверженная, почти самоотрешенная, а с другой стороны, опять-таки исключительно личностная, эгоистическая,- натура Елены Петровны Блаватской, чтобы дать произойти благодаря высоким духовным властям тому, что произошло. Самоотверженная натура была необходима по той причине, что всякая западноевропейская душа перевела бы в собственные мыслительные формы, в собственный интеллект то, что давалось в откровении. И требовался совершенно личностный, эгоистический склад души, потому что при тогдашнем грубо материалистическом образе жизни Западной Европы не представлялось никакой иной возможности кроме, как исходя из такого крайнего душевного склада создать, я бы сказал, железные рукавицы для тех нежных рук, которые должны были взлелеять оккультизм нового времени. Это своеобразное явление. Но, мои милые друзья, Елена Петровна Блаватская ушла на Запад, ушла в ту культурную область, которая во всем ее своеобразии, во всей се структуре и конфигурации повсюду,— даже помимо Америки, которая является областью наиболее материалистической культуры нашего времени,— по своему языку, по своему мышлению движется абсолютно в материалистических мыслях и живет в материалистических чувствах. Здесь слишком далеко завело бы, излагать, какая сила привела Елену Петровну Блаватскую именно в Англию. Но мы видим, что вся сумма оккультизма, который удивительным для культуры образом изживается в этом медиуме,— я имею в виду медиума не в спиритическом смысле,— устремляется сперва на европейский Запад
В пределах этого европейского Запада судьба этого оккультизма была в определенном отношении окончательно решена, ибо не могло быть иначе, чтобы с основанием теософского движения на этом материалистическом европейском Западе не исполнилась одна значительная карма. Эта карма и исполнилась. Этот европейский Запад несет тяжелую кармическую вину, он не может проникнуть в тайны бытия без того, чтобы эта кармическая вина не дала о себе определенным образом знать. Когда где-нибудь дело идет об оккультизме, там тотчас же углубляется карма, там сразу же появляются на поверхности силы, остающиеся в иных обстоятельствах сокрытыми. И не для того, чтобы критиковать, а чтобы характеризовать, говорится здесь то, что должно быть сказано: европейский Запад, осуществляя то, что было исторически необходимо, совершил несчетное количество несправедливостей по отношению к носителю древней спиритуальной культуры, носителю древних оккультных тайн, в чьей жизни, правда, спиритуальные вещи в настоящее время застыли, больше уже не наличествуют, а живут только на дне души. Ибо так действительно обстоит дело в Индии, в Южной Азии. В то мгновение, когда оккультные импульсы достигли Западной Европы, тотчас дала о себе знать направленная против них реакция спиритуальных сил, действующих в глубинах Индии, и тогда сделалось невозможным,— невозможным это сделалось уже во времена Елены Петровны Блаватской,— сохранить то, что преследовалось известными спиритуальными властями как необходимое в наше время подлинное спиритуальное движение. Сохранить его было невозможно. Первоначально имелось в виду дать человечеству сумму оккультных знаний, которые подходили бы всем людям, всем сердцам и с которыми бы мог жить каждый. Но так как в силу некоторой необходимости этот импульс был пересажен в Западную Европу, дала себя знать эгоистическая реакция. Те спиритуальные власти, которые хотели дать миру новый импульс без каких-либо дифференциаций внутри человечества, были оттеснены, и некогда подавленная в своем оккультизме Индия кармически отомстила, при первой же возможности, когда оккультизм выступил на Западе, пропитав его, этот оккультизм своим собственным национальным, эгоистическим оккультизмом. И это произошло во времена Елены Петровны Блаватской. Это происходило уже тогда, когда Елена Петровна Блаватская излагала великие истины и мудрость своей «The Secret Doctrine». Ее первый труд «Исида без покрывала», являет не только все, что было хаотичного, нелогичного, страстного и сумбурного в ее существе, но и являет всюду, что позади нее стоят бодрствующие силы, которые хотят вести ее в общечеловеческом направлении. В «Тайной доктрине» рядом с само собой разумеющимся величием всюду царит человечески специальный интерес, такой интерес, который исходит из некоторых оккультных центров, имеющих сегодня в виду не общечеловеческий интерес, а частный, специальный интерес. Тибетское, индийское, а также египетское посвящение имеют ныне в виду всюду только частный человеческий интерес, хотят только отомстить западному миру за подавление восточного оккультизма, хотят отомстить за то, что западный мир одержал над восточным миром победу материалистическими средствами. Он одержал победу над восточным миром материалистическими средствами, он победил потому, что в подлинно поступательное культурное развитие человечества, в поступательно развивающуюся жизнь было принято христианство. На востоке Азии христианство не получило распространения, также и на юге Азии — христианство ушло на Запад.
Теперь вы быть может скажете, мои милые теософские друзья, что это хорошо, ибо Запад принял христианство, а так как христианство — это этап в продвижении человечества, то само собой разумеется, что Запад одержал победу над Востоком.— Да, если бы это было так! Если бы это было так, то это разумелось бы само собой. Однако это не так. Христианство, подготавливавшееся столетиями и тысячелетиями и пришедшее в мир, не победило еще нигде на земле. И тот, кто полагал бы ныне, что уже в настоящее время он мог бы представлять собой в истинном, подлинном смысле слова Принцип Христа и Импульс Христа, тот пал бы жертвой неописуемого высокомерия. Ибо что вообще происходило до сих пор? Не что иное, как то, что западные народы восприняли некоторые наиболее внешние проявления христианства, завладели именем Христа и облачили христианскими именами свои старые обосновавшиеся в Европе еще до христианства культуры, свои воинственные культуры, перешедшие в современный индустриализм. Царствует ли Христос в христианской Европе'' Каждый, кто принадлежит к оккультному движению, никогда не согласится, что Христос царствует в христианской Европе, а скажет: «Вы говорите «Христос», а подразумеваете вы все еще то же, что и древние среднеевропейские народности, говорившие о своем боге Саксноте».— Символ Распятия возвышается над европейскими народами. В определенном же отношении царят традиции бога Сакснота, чьим символом является прежний короткий саксонский меч, который служил тогда только экспансии материальных интересов, ибо то было призвание европейских народностей. Потому это призвание и вызвало к жизни благороднейший цвет материалистической культуры, явление, которое благородно в области материалистической культуры— рыцарство. Где еще в какой-либо культуре существует что-либо, подобное рыцарству западной культуры? Этого больше нет нигде. Никому не придет в голову сравнивать героев Троянской войны со средневековыми рыцаря ми. Христос еще мало живет среди людей. О Христе люди только говорят. Восточные народы чувствуют, что когда западные говорят о Христе, они, эти восточные народы, правда, в спиритуальном постижении мира, в том, что они знают о тайнах бытия,— находятся гораздо, гораздо дальше. Об этом знают эти восточные народы.
Совсем простые вещи могут вам пояснить, что в известной мере восточные народы уже умеют ценить свое превосходство в спиритуальном отношении. Что делают еще сегодня западные народы в их массе, в их большинстве, когда перед ними раскрываются тайны бытия? Вот мы сидим вместе еще совсем небольшим кругом, когда говорим, скажем, о чем-то, о чем говорилось вчера вечером, о действующих всюду вокруг нас спиритуальных силах и тайнах. Для обыкновенного западноевропейца это глупость или безумие, ибо он все еще не может понять апостола Павла «мудрость перед Богом — это часто глупость перед людьми, и безумие перед людьми — мудрость перед Богом».— И только те на Востоке, кто заражен западноевропейцами, отважились бы, и то едва-едва, толковать вкривь и вкось глубокие истины о спиритуальных тайнах Космоса, если услышат о них,— а ведь мы пытаемся вновь приоткрыть их,— ибо такие вещи, как те, что, к примеру, говорились вчера, означают нечто само собой разумеющееся для людей, находящихся в восточной спиритуальной жизни Не будем поэтому удивляться, что когда европейцы нападали на эти восточные народы, те чувствовали себя подобно людям, которым попадается навстречу стая диких зверей, от которых защищаются, но которым не вменяют во зло то, что они творят, считая их чем-то низшим По приведенным причинам,— справедливо ли это теперь, или же нет, дело не в этом.— а также согласно восточным традициям каждый из тех, кто принадлежит, например, к брахманизму, смотри г на нас, западных людей, разумеется, как на людей низшего порядка. А если отвлечься от брахманизма и посмотреть, например, на культуры Центральной Азии, на тибетскую или китайскую культуру, которые в ближайшее время приобретет для мира значение, о каком людям сейчас и не снится, хотя от этого нас и отделяет всего лишь короткое время, если посмотреть на все эти веши и учесть, что души многих учеников Заратустры еще воплощены в этих культурах, то нам придется весьма серьезно отнестись к этим вещам Мы сможем также понять, что в то, что сумела дать Елена Петровна Блаватская, индийский, тибетский, египетский оккультисты постарались ввести,— исходя каждый из своей души,—достояние своей собственной мудрости, которое однако в процессе становления человечества принадлежит прошлому. И мы должны понимать, что характер этой восточной мудрости, кроющейся в учении Блаватской, указывает на прошлое. Нам ведь не требуется недооценивать такие вещи, не требуется недооценивать, что когда, я бы сказал, разорвавший свои оковы Китай наводнит западные страны, тогда вместе с этим придет спиритуальность, которая поистине является наследием, во многих отношениях еще не померкшим наследием древней Атлантиды. Оно будет действовать так, как если бы взорвалось нечто, что было сжато и что может распространяться теперь по всему свету,— оно разольется, как при первой же возможности в малых размерах разлилось достояние древней Индии.
Из-за этого, мои милые теософские друзья, стало возможно, чтобы начиная с того времени выступило все то, для обозначения чего в каждом оккультизме имеется соответствующее выражение; чтобы, в сущности, с той поры теософское движение уже не являлось подходящим орудием поступательного движения культуры Европы. Каждый оккультист хорошо знает выражение, которое гласит у руководящих сил оккультизма или у тех, кто как-либо оккультно действует, никогда какой бы то ни было специальный интерес не может перевешивать интереса всего человечества.— Не существует возможности благоприятно действовать в оккультном смысле, если специальный интерес берет верх над общечеловеческим интересом В то мгновение, когда вместо общечеловеческого интереса в оккультизм проникает специальный интерес, появляется возможность реальных заблуждений. Отсюда получается, что с того времени в теософском движении стал о возможным любое заблуждение. Вследствие только того, что в мировой взаимосвязи Англия кармически связана с Индией, существовала возможность подмены тех возвышенных сил, что стоят у исходного пункта теософского движения. Ибо это обычное явление в оккультизме, когда силы, преследующие свои специальные интересы, принимают облик тех, которые прежде дали настоящие импульсы. Таким образом с определенного момента в теософском движении не стало более никакой возможности безоговорочно принимать все, что заключено в нем, и карма распорядилась так, что это становилось все менее и менее возможным. И таким образом не могло быть сделано ничего иного, кроме как во мгновение, когда к нам был направлен призыв присоединиться к этому теософскому движению, не могло быть сделано ничего иного, кроме как вновь вернуться к первоначальным истокам, к тем истокам, которые в противоположность специальным мы можем назвать общечеловеческими. И вы может быть видели, что мы в Средней Европе пытаемся подойти к этим оккультным истокам так, что во всем, что встречает вас там, вы не заметите, чтобы с этим был связан какой-либо специальный интерес. Попытайтесь сравнить все, что может быть найдено в виде специального интереса в Средней Европе, с тем, что вы знаете в качестве теософии, развивающейся у нас. То и другое действительно нельзя сочетать. Вы можете взять эту теософию, и, вероятно, кроме того, что мои книги написаны мной на немецком языке (потому что надо было все-таки писать на каком-либо языке), вы не найдете в теософии ничего немецкого, ничего, что каким бы то ни было образом было связано с внешними традициями Средней Европы. А когда где-нибудь появляется тенденция соединить теософию со специальным интересом, то обнаруживается, что это невозможно
В этом состояла особая задача Средней Европы — освободить теософию от того специального свойства, которое она приобрела на европейском Западе. Это было нашей миссией — в полной чистоте освободить теософию от всех специальных интересов. И углубляясь далее в эти вещи, вы увидите, что и я сам сумел освободить все, что я мог дать теософски, от всякого специального интереса. Это символическое указание, мои милые теософские друзья, но говоря символически, мне надо было лишь дать вести себя тому, что действовало в виде непосредственного импульса в нынешней инкарнации,— не поймите это ложно, этим воспроизводится только факт: те. к примеру, кто были внешними носителями той крови, из которой происхожу я, происходили из немецких областей Австрии, но там я не мог родиться. Сам я родился в славянской местности, местности, совершенно чуждой всей той среде и всему своеобразию, из которых происходят мои предки. Таким образом в исходном пункте моей нынешней инкарнации,— я хочу привести это лишь символически,— мне само собой прообразно было задано, чтобы мы в Средней Европе освободили теософию от всякого специального интереса, и сделали так, что она в Средней Европе действительно стоит перед нами подобно богине, подобно чему-то Божественному, совершенно свободному от примеси чего-либо человеческого, имеющему с человеком, который живет здесь, столько же дела, сколько с человеком, который живет там, так должно будет оставаться всегда.
Идеал, который мы имеем, мои милые теософские друзья,— так просто, когда о нем говоришь,— будет всегда стоять перед нами, потому что его труднее воплотить, нежели высказать. Перед нами всегда должны будут стоять в качестве идеала истина и искренность, неприкрашенная Божественная Истина. Может быть, если таково наше стремление, мы найдем путь,— не для себя, а для того, что было в Средней Европе внеличным в соответствии со всей миссией Европы — путь для этой Божественной Теософии на Восток. И тут, описывая теперь, я бы сказал, далее тот путь, каким теософия распространялась на Западе, каким она идет по Европе и должна прийти на Восток, тут я хотел бы снова четко, очень четко вставить слова «чувство ответственности». Культуры развиваются в мире так, что одна словно в духовной оболочке развивается вместе с другой. Одна культура соединяется с другой. Благодаря тому, что теософия в Средней Европе должна была быть столь внеличной, она приобрела известный характер, характер отрешенной от всяких интересов духовности. Из-за этого, мои милые теософские друзья, эта теософия имеет нечто неприступное (Sprödes); она имеет нечто неприступное, обладающее незатронутостью специальными интересами; поэтому она не понравится людям, которые не могут открыть свое сердце тому, что совсем не служит какому-либо специальному интересу.
Однако то духовное, что заключено в этой теософии, может быть найдено душой, жаждущей этого духовного, тоскующей по этому духовному. И тут я должен сказать, мои милые теософские друзья, что в самом духовном мире я встретил душу, которая очень тоскует по духу, выражающемуся через теософию. Я встретил эту душу в чисто духовном мире. Когда в последовательности Иерархий мы восходим к отдельным народным духам и говорим в пределах (innerhalb) отдельных народных духов о народных душах, тогда среди народных душ, которые сегодня еще, так сказать, молоды и должны развиваться, как и всякое существо, дальше, мы приходим и к русской народной душе. От этой русской народной души я знаю, что она тоскует по духу, который находит выражение в теософии. Она тоскует всеми силами, какие может развить. Я говорю о чувстве ответственности потому, что вы, мои милые теософские друзья, дети этой русской народной души. Она царит и действует в вас, и вы отвечаете перед ней. Ответственность, сумейте научиться ей! Не обижайтесь, многое могла часто говорить мне эта русская народная душа. Трагичнее всего встало у меня перед глазами то, что эта русская народная душа могла мне сказать, приблизительно около 1900 года. Тогда это обнаруживалось трагичнее всего, потому что в это время могло броситься в глаза нечто, что я сам смог правильно интерпретировать только спустя долгое время,— потому что тогда могло броситься в глаза, сколь мало еще, в сущности говоря, понимают сегодня эту русскую народную душу. Мы в Западной Европе познакомились со многим, что пришло из России, и очень многое приходившее из России производило на нас большое, сильное впечатление. Мы узнали великие импульсы Толстого, узнали столь глубоко захватившую Западную Европу психологию Достоевского и мы, наконец, узнали такой ум, как Соловьев, ум, который, если дать ему воздействовать на себя, во всем производит впечатление, что он и сам такой, как он пишет. И то, как он пишет, получает верное освещение, если чувствуешь стоящую позади него русскую народную душу. А эта русская народная душа может сказать намного, намного больше, нежели может сказать сам Соловьев, ибо у него нашему сердцу является все еще слишком много взятого у Западной Европы.
Подумайте хорошенько, мои милые друзья, над словами «чувство ответственности», подумайте о том, что на вас лежит задача быть достойными русской народной души и что вы должны понять тоску русской народной души по внеличной теософии. Познавая теософию в том, что она волит в своем наивнутреннейшем существе, вы сможете, мои милые друзья, ставить всевозможные вопросы, какие могут прийти только из русской души,— вопросы души, обращенные к духовным вопросам теософии. Я пережил, сколь много благородных, прекрасных, добрых чувств шло мне навстречу из Восточной Европы, сколько подлинного, истинною человеколюбия и доброты, человеческого сострадания, переполняющих края чувств, какие только можно себе представить, тонкого, интимного наблюдения над тем, что есть в мире, интенсивной личной связи с силами бытия. И из глубины таких милых, прекрасных и благородных чувств мне задавалось много, много вопросов со стороны тех, кто принадлежит русскому народу, много вопросов, вопросов, которые однажды должны быть поставлены, потому что это вопросы, без ответа на которые человечество не сможет жить в будущем. Вопросы, которые могут прийти только с востока Европы, их ставила мне доселе на более высоких планах только русская народная душа. Часто приходилось мне думать, что детям этой народной души предстоит еще пройти путь, чтобы понять свою народную душу, понять, о чем, собственно, тоскует эта народная душа и сколь многое еще отделяет их, детей народной души, от самой этой народной души. Поэтому не бойтесь искать путь, который вы, если захотите, сможете найти к вашей народной душе. Из вашей народной души найдете вы те вопросы, без ответа на которые человечество будущего не сможет существовать. Но не бойтесь при этом подниматься над личными интересами, помните о чувстве великой ответственности, которое вы должны и меть перед русской народной душой, помните об этом чувстве, ибо в будущем народные души будут нуждаться в своих детях, чтобы достигнуть своих целей. И не забывайте при этом одного. То, что может поднять человека выше всего, что может привести его к самым прекрасным, самым светлым вершинам в мире, в наибольшей мере подвержено опасности впадения в заблуждение.— Вы должны, мои милые теософские друзья, одушевить духовное, вы должны найти душу для духа. Вы можете это сделать, потому что русская народная душа обладает неизмеримыми глубинами и возможностями для будущего. Но необходимо, чтобы вы сознавали, что душевное, которое может подниматься до духа, которое может одушевить сам дух, ставит вас перед великой опасностью потерять себя и застрять в личном, в индивидуально-личном, потерять себя в личном как таковом. Личное становится особенно сильным, когда проистекает из душевного.
Вам не встретятся те препятствия, которые так часто встречаются в Западной и Средней Европе. Для скепсиса вы едва ли рождены; скепсис мог появиться у вас только благодаря прививке с Запада. Благодаря определенному чувству вы научитесь отличать истину от неистины и нечестности в области оккультизма, где шарлатанство и истина оказываются так близко друг к другу. Вашу опасность составит то, что ваша душевная личная мощь может распространить вокруг вас облака, астральные облака, сквозь которые вы не сможете проникнуть к объективному духу. Ваш огонь, ваше тепло могут простираться вокруг вас наподобие облачной ауры, не пропуская духовного, потому что вы будете думать, будто воодушевлены духом, тогда как своим воодушевлен нем будете препятствовать Духу найти к вам путь. Постарайтесь же иметь в виду, что вы обладаете великим преимуществом,-— в идеальном, спиритуальном смысле,— вы можете иметь специальный интерес, потому что вы, то есть ваша народная душа, предназначены воспринять в специальный интерес русского народного существа ту теософию, которую в Средней Европе нужно было принимать еще как божественную, возвышающуюся над всем человеческим силу; вы же как никакой другой народ можете воспринять ее как нечто, что вы можете беречь и лелеять как свое самое кровное. Ибо по вашему предназначению вы наделены способностью вдохнуть душу в дух. Об этом часто говорилось в наших рядах, но от вас зависит, чтобы как можно скорее была создана возможность,— не упустите ее! — к развитию не просто чувства и воли, но прежде всего энергии и выдержки. Меньше говорить.— если уж касаться практической стороны дела.— меньше говорить о том, какой должна быть теософия на Западе и какой она должна быть в России, и о том, что хорошо для одного и что для другого, но сперва принять теософию, принять, соединить с душой и сердцем. Остальное приложится, приложится непременно.
Вот кое-что из того, что я хотел сказать вам, мои милые друзья. Я хотел сказать об этом потому, что всюду, где мне приходится обращаться непосредственно к человеку, перед глазами должно стоять чувство ответственности, которую мы, современные люди имеем перед теософией. Люди на Западе должны иметь чувство, что они грешат перед человечеством, когда могут получать что-либо от теософии и не хотят этого, отметают это. Это грех перед человечеством. Иногда это довольно трудно понять, ибо надо иметь почти трансцендентальное чувство долга, мои милые друзья, чтобы иметь подобное обязательство, подобное чувство ответственности перед человечеством. Ваша народная душа говорит вам, что она, эта народная душа, обязывает вас. Душа народа уже приняла за вас это обязательство перед человечеством на себя. Вам нужно только найти ее, эту душу народа. Вам нужно только дать говорить ей через ваши мысли, ощущения и волевые импульсы, и если вы почувствуете ответственность перед народной душой, вы тотчас же исполните и долг перед человечеством. Ради этого вы и внешне, своим местонахождением поставлены между европейским Западом, которому нужно иметь теософию, но для которого она не может стать личным делом в той степени, как для вас, и азиатским Востоком, который обладает оккультной и спиритуальной культурой с древнейших времен. Вы поставлены между ними. Может быть вы бы никогда не пришли к исполнению вашей задачи перед спиритуальной культурой человечества в этом, я бы сказал, географически трудном положении, если бы вам приходилось думать только об обязательстве перед человечеством. Ибо искушения будут необычайно велики, если с одной стороны действует не только европейский Запад, который заставил многих детей вашей народной души, в сущности, изменить самим себе. В отношении большей части того, что пишется русскими и попадает к нам на Запад, у нас есть чувство, что это не имеет ничего общего с русской народной душой, а является лишь отражением всевозможных западных веяний. Второе искушение будет с Востока, когда настанет власть спиритуальной культуры. Тогда вашим долгом будет знать, что при всем величии этой спиритуальной культуры Востока человек настоящего времени должен сказать себе: не прошлое мы должны вносить в будущее, а новые импульсы. Не воспринимать надо будет просто какой-нибудь спиритуальный импульс, идущий с Востока, а взращивать то, что Запад может извлечь из самих спиритуальных источников
Тогда настанет время, когда Европа начнет,—если только и вы исполните свой долг перед вашей народной душой,— понемногу понимать, чем является в духовном развитии человечества Импульс Христа. Ищите все то, что я хотел сказать этими словами и в этих словах, мои милые друзья, ищите в них прежде всего то, что может стать в вас самих импульсом к тому, чтобы не просто чувствовать и ощущать, что теософия это что-то значительное, ч го-то великое, но старайтесь прежде всего принять теософию к действию и в волевые импульсы ваших душ и с ее помощью устраивать вашу жизнь, ваши дела.